Опыт утверждения идей духовной Культуры и
этического развития в пространстве средней школы №3
г. Новокузнецка Кемеровской области
     Задача школы давать детям не только образование, но и воспитание. Воспитание нравственности, развитие Сердца и духовности для нас стали ведущим мотивом, вместе с развитием добрых привычек и навыков благородного поведения. Первоначально эта работа проводилась на общественных началах.
     Первыми стали уроки-беседы на темы духовно-нравственного и этического развития, которые освещали детей Светом духовности и знания. Постепенно эти уроки стали обычной практикой.
     Директор школы Татьяна Александровна Улитушкина стремилась обогатить своё образовательное учреждение чем-то новым и во всём помогала нам, в то время как некоторые учителя пытались игнорировать эти беседы. Немногие из них понимали тогда необходимость таких бесед.
     Дело в том, что многие дети приходили в школу из грубого и примитивного мира взрослых. Они распущены, своевольны, порой агрессивны. У них масса вредных привычек. В школе дети нередко перевозбуждаются, враждебно относятся к окружающим, чураются друг от друга.
     Мы много думали, как и вокруг чего объединить их, как повысить в школе культуру общения? Решили начать с объединения всех культурных сил в школе: лучших учителей, учеников, неравнодушных родителей.
     Для этого в 2007 году было принято решение создать в школе кабинет духовной культуры и этического развития детей, где были бы объединены все виды и направления религий, науки и искусства.
     26 марта, при помощи спонсора - родителя Андрея Иосифовича Серадского и художника-оформителя Алексея Яковлевича Гурьянова приступили к ремонту и оформлению кабинета. В начале октября кабинет был готов к работе, а с 9 октября в кабинете духовной культуры и этического развития началась постоянная работа.
     В этом кабинете мы знакомили детей с новейшими достижениями науки, с основами мировых религий, с красотой духовного, ратного и трудового подвига России. Проводили беседы о святости материнства и семьи. Знакомили детей с искусством, предполагая, что Культура и Красота станут смыслом и содержанием их жизни.
     Каждая беседа сопровождалась выставками фотографий и репродукций картин. Дети выпускали стенные газеты на обсуждаемые темы, писали сочинения, стихи, устраивали выставки своих рисунков.
     В школе стало традицией с первых дней учебного года проводить месячник Культуры. В эти дни проходят беседы о Культуре, Красоте, Добре.
     Вначале лишь немногие дети принимали участие в выпуске стенных газет и организации выставок рисунков. Приходилось упрашивать их заняться этим.
     Во втором полугодии 2008 года мы оформили в кабинете выставку репродукций картин великого художника Н.К. Рериха, посвящённую Святому Преподобному Сергию Радонежскому - строителю русской духовной культуры и сопроводили её стихами Н.Д. Спириной, посвящёнными этим картинам.
     Мы рассказывали детям, как Святой Сергий объединял Русь и благословлял московского князя Дмитрия на великую битву с татаро-монгольским войском, как строил культурно-духовные центры - монастыри. И Русь воскресала.
     У Н.К. Рериха есть картина, посвящённая Сергию Радонежскому, который держит в руках плат, а на нём Храм. На плате нарисован символ триединства, как на Знамени Мира и Культуры. Этот Священный Знак символизирует единство всех религий, науки, всех видов искусств в кольце Культуры. Этот синтез и составляет Духовную Культуру.
     В наше время в разных городах мира люди Культуры стали объединяться в общества, создавать Культурные центры имени Сергия Радонежского, Дмитрия Лихачёва, Николая Рериха, которые несут Светлую Культуру в разные уголки Земного шара.
     С этого времени у нас появилась идея создать общество Друзей Культуры, или Союз Добрых Сердец. Для этого мы объявили ученикам начальных классов испытательный срок на звание «Человек Культуры». Кто из детей заслужил это звание, решает весь класс, и торжественно на линейке вручается нагрудный Знак «Вестник Культуры».
     15 января 2009 года, по решению педагогического Совета школы состоялась торжественная линейка, где детям было зачитано Положение о создании и деятельности общества Друзей Культуры начальных классов.
     Долго работали над тем, каким должен быть Нагрудный Знак «Вестник Культуры». Предложений было много. Наконец решили: так как мы живём в 21-м веке, а это век развития Сердца и он уже наступил, то главными задачами нашей жизни должны стать развитие Сердца и Души. Н.К. Рерих говорил: «Тема Сердца и Души испокон веков интересовала философов и религиозных деятелей, но в наше время она нужна втройне».
     Потому мы решили в центре нагрудного знака «Вестник Культуры» поместить Пламенное Сердце. К такому Сердцу мы все должны стремиться, и взрослые и дети. Как этого достичь? На это указывает Священный Символ триединства, как на Знамени Мира и Культуры. Посредине Сердца, в большом круге Культуры обозначены три маленьких круга, которые для детей мы трактуем просто - Знание, Доброта, Красота. К культуре мы придем только через Знание, Красоту, Доброту. А пламенное сердце - это цель нашей жизни, это путь к высокой, бескорыстной, преданной и чистой любви.
     Д.С. Лихачёв говорил: «Культура человека проявляется в его стремлении к Красоте, красота зарождается в Сердце».
     12 февраля 2009 года прошла первая торжественная линейка, где вручали нагрудные знаки «Вестник Культуры» лучшим ученикам школы. Провели первое собрание всех членов общества Друзей Культуры.
     Выбрали председателя и совет общества. Провели беседу о великом деятеле Культуры России Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. Единогласно решили, чтобы общество носило имя Д.С. Лихачёва.
     Девизом нашего общества стали такие слова: «Главное не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего».
     Составили план работы на следующее полугодие:
      - Подготовиться к празднику «День Земли»
      - Написать сочинение «Человек - гражданин планеты Земля и его ответственность за судьбу         Земли»
      - Выпустить стенные газеты, рисунки, посвящённые этому празднику
     К 65-летию Победы провели беседу о героях Великой Отечественной войны. Оформили стенные газеты, посвящённые Зое Космодемьянской, Г.К. Жукову, Новокузнецк в солдатской шинели. Вестники Культуры читали стихи.
     1 сентября 2009 г. директору школы Татьяне Александровне Улитушкиной было вручено Знамя Мира и Культуры общественной организацией «Знамя Мира над Кузбассом» с 16-тью подписями космонавтов СССР и России, для школьного общества Друзей Культуры имени Д.С. Лихачёва.
   Список космонавтов, которые расписались на Знамени:
1. Попович Павел Романович                 - космонавт № 4
2. Кубасов Валерий Николаевич             - космонавт № 18
3. Гречко Георгий Михайлович              - космонавт № 34
4. Иванченков Александр Сергеевич      - космонавт № 44
5. Кизим Леонид Денисович                   - космонавт № 48
6. Савиных Виктор Петрович                  - космонавт № 50
7. Серебров Александр Александрович  - космонавт № 52
8. Волк Игорь Петрович                           - космонавт № 58
9. Волков Александр Александрович      - космонавт № 60
10. Лавейкин Александр Иванович          - космонавт № 61
11. Манаров Муса Хирамович                  - космонавт № 63
12. Крикалёв Сергей Константинович     - космонавт № 67
13. Баландин Александр Николаевич       - космонавт № 68
14. Калери Александр Юрьевич               - космонавт № 73
15. Залётин Сергей Викторович                - космонавт № 92
16. Трещёв Сергей Евгеньевич                  - космонавт № 97
     После того, как в нашем кабинете повесили это Знамя, мы сделали фотовыставку «Знамя Мира и Культуры на высочайших вершинах нашей Планеты, на Северном и Южном полюсе, а также в Космосе».
     Провели беседу «Культура Мира и Космическая деятельность России в 21 веке». Рассказали детям как в 1990 году космонавт Александр Баландин и Анатолий Соловьёв, при содействии Д.С. Лихачёва и С.Н. Рериха, впервые в Мире доставили в Космос на орбитальную станцию «Мир» Знамя Мира и Культуры. Знамя находилось с ними на орбите 179 суток, а в открытом космосе совершило 144 витка вокруг Земли. Идея Знамени Мира в Космосе получила дальнейшее развитие в рамках проекта «Знамя Мира» и с 5 августа 1997 года все экипажи станции «Мир» работали со Знаменем на борту.
     Знамя Мира и Культуры на Российском орбитальном комплексе, на котором за время её существования на орбите, уже сотрудничали 135 космонавтов и астронавтов России, Европы и ещё 11 других стран, стало символом приоритета Культуры Мира как основы сотрудничества стран и народов с различными политическими убеждениями, религиозными мировоззрениями, обычаями и нравами.
     Это Знамя объединяет людей и даёт новую ступень в духовно-культурном развитии. Мы очень гордимся этим Знаменем, но так же понимаем, что оно ко многому обязывает.
     22 сентября 2009 года провели второе собрание всех членов общества Друзей Культуры имени Д.С. Лихачёва.
   - Приняли новых членов общества. Нагрудные знаки «Вестник Культуры» вручала зам.директора по учебной части Корякина Лариса Александровна.
     - Беседу «О значении Знамени Мира и Культуры» провела родительница Серадская Таисья Ивановна.
     - Обсуждали план работы на 1-е полугодие:
    - сходить на экскурсию в музей искусств, в библиотеку им. Гоголя
    - готовить выставку детских рисунков, стенгазет, посвящённых Знамени Культуры
    - написать сочинение на тему: «Культурный человек - какой он?»
    - работать над своими недостатками
    - быть первыми помощниками в классе, школе.
     В ноябре были на экскурсии в библиотеке им. Гоголя и в музее искусств на выставке картин алтайского художника Чевалкова и смотрели фотовыставку «Символ Знамени Мира и Культуры». На выставке в музее был концерт, и наши Вестники Культуры читали стихи Н.Д. Спириной. Дети получили грамоты и подарки за участие в концерте.
     В конце декабря провели беседу о великом празднике Рождестве, дети читали стихи, рисовали рисунки, выпускали стенгазеты на эту тему.
     Очень часто проводим беседы о Сердце. В этом нам помогает книга известного педагога, доктора психологических наук, академика Российской академии образования Шалвы Александровича Амонашвили «Без сердца что поймёшь?», в которой он писал: «Дорогие ребята! Все мои мысли о Сердце, о воспитании, об образовании Сердца, о царстве Сердца, о Союзе Сердец.
     Мир и общество страдают от Сердечной недостаточности, от бессердечия.
     Я предлагаю образовать Союз Сердец, и возложить Сердце на трон жизни».
     Мы, в нашей школе, образовали общество Друзей Культуры, и ли союз Добрых Сердец, и на переднем плане у нас работа над Сердцем.
     Если Сердце свирепо, чтоб оно отошло,
     Покажи ему небо, где и ночью светло.
     По ступеням музыки подними в высоту
     И свирепые лики окуни в Красоту.
    Задача Вестников Культуры - создавать в школе своими руками красоту, чтобы «свирепые лики» детей становились добрее.
     Часто делаем персональные и коллективные выставки детских рисунков «Весть Красоты». Показывали детям репродукции картин художницы А. Войновой «Ангелы, несущие Весть». Ангел в переводе с греческого Вестник, посланник Бога. Задача главная наших Вестников Культуры нести весть о священном понятии Культуры в школе, дома, обществе. После беседы об Ангелах, о Сердце дети сделали выставку своих рисунков «Философия детей».
    12 февраля 2010 года Вестники Культуры праздновали годовщину Общества. По приказу директора был объявлен конкурс на лучшие стенгазеты, рисунки, стихи на эту тему. Провели торжественную линейку. На линейке приняли новых членов Общества. Лучшие работы были награждены грамотами, благодарностями, подарками.
     Новый учебный 2010-2011 год. Приказом директора назначен руководитель общества с оплатой. Провели собрание, познакомились. В течение года:
- Выбрали новых председателя и совет общества, почётных членов общества
- Сформулировали Кодекс Чести, цели и задачи Вестников Культуры
- Исключили из общества недостойных и приняли новых
- Проводили праздники
- Провели новые выставки («Эффект Кирлиан - тайна живого свечения», «Божественная красота Природы»)
- 2-я годовщина Общества
- Рождество, ёлка, стихи
- Беседа о Дне Земли «Экология Земли, экология Души», концерт
- Пасха
- Беседа о Зое Космодемьянской
     В процессе этих работ, Вестники Культуры сплотились, с удовольствием стали выполнять любую работу, стали активными и хорошо влиять на других детей. Также стали подключаться к работе многие учителя и ученики.
     Но много ещё у нас в школе учеников равнодушных, грубых, жестоких… Они частенько срывают стенные газеты, пишут грубые слова на стендах, рисуют на фотографиях, но мы не сдаёмся. Мы понимаем - трудно меняться.
     Главная задача Вестников Культуры - это индивидуальная работа каждого над самим собой. Если начнём меняться мы (а наш девиз «Главное не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего»), то рано или поздно, это будет оказывать хорошее воздействие на других учеников. Вот такой предстоит нам путь. То, что время пришло нам всем меняться - это очевидно.
     Ш.А. Амонашвили говорит: «Нет идеальных школ. Но есть школы, которым и не нужен никакой Идеал, в них происходит Великое топтание на месте. И есть школы, устремлённые к Идеалу». Нам до Идеала далеко, но мы уверены, чем больше школ будут создавать у себя такие общества Друзей Культуры - Союз добрых Сердец, тем меньше будет в школах и на Земле грубости, хамства, наркоманов.
     В.А. Сухомлинский писал: «В формировании духовного облика ребёнка большое значение имеет то, что он видит вокруг себя: на стене в школьном коридоре, в классе. Обстановка окружающая ребёнка должна его к чему-то призывать, чему-то учить».
     Мы стараемся , чтобы каждый рисунок, каждая стенгазета, каждое слово, которое прочитает ребёнок, пробуждало у него мысли о самом себе, друзьях, о прекрасном. Мы стремимся к тому, чтобы в школе и стены говорили. Беседы о Сердце, о духовном стали уроками жизни, уроками расширения сознания. А если не мыслить о духовном, во что жизнь превращается?
    Потому в особую духовную окраску мы стараемся облекать беседы о Сердце, Душе, Светочах Мира, о праздниках Рождества и Пасхи. Эти беседы обрели уже свои традиции, и на каждой из них символично зажигаются свечи, которые олицетворяют Свет Души, её лучшие качества, которые мы дарим друг другу, а значит, и всему миру.
 
     Пусть будет Миру хорошо!
     И в нём найдём мы каплю счастья.
     Ко всей Вселенной мы причастны,
     И чтобы светлый век пришёл
     Мы повторяем в дни ненастья:
     Пусть будет Миру хорошо!
Н.Д. Спирина
 
     Хотим поделиться радостными наблюдениями. Детям нравится рассказ или какая-нибудь история только тогда, когда содержание художественно. И от учителя требуется дар рассказчика, артистизм, сопереживание, олицетворение событий. Если рассказано именно так, они внимательно слушают. Когда же наизусть читаешь стихи, класс замолкает, успокаиваются даже самые невнимательные и дерзкие.
     Строя урок на сопереживание детей от нашего рассказа, мы стремились к тому, чтобы дети сами «добывали» истину, отвечали на вопросы, приводили сами примеры. Восхождение к смыслу Истины для ребёнка по природе своей радостно. Если не возбудить в ребёнке чувства удивления и восхищения, мир для него потухнет.
     Как сказал Ш.А. Амонашвили: «Урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет.
     Трудно бывает сохранить воодушевление, энтузиазм. Это тяжкое испытание. Умение владеть собой даётся ученику долгим старанием, а со стороны учителя - долготерпением. Учитель снова и снова доброжелательно и терпеливо, бесконечно много должен напоминать одно и то же».
     Поэтому стержневыми темами занятий для нас были следующие: Красота, доброта и зло, сила воли и самовоспитание, обязанность или долг и ответственность, любовь к Высшему Миру, любовь к себе и людям, труд и творчество, честь, достоинство, патриотизм, духовная Культура. Темы нередко видоизменялись, также иллюстрации к ним в зависимости от хода занятий.
     Ш.А. Амонашвили писал: «Моя гуманная педагогика, которая есть педагогика духовной Культуры, учит меня:
     - Погрузите Ребёнка в море Доброты, и всякое зло, если есть в нём такое, потонет.
     - Держите Ребёнка в мире Красоты, и всякое безобразие, если есть в нём такое, покинет его.
     - Бросайте Ребёнка в огонь Любви, и всякая ненависть, если есть в нем она, сгорит».
     Есть замечательное стихотворение, которое написала М. Озолиня:
 
     Прикоснись ко мне добротой - и болезни смоет волной
     И печаль обойдёт стороной, озарится душа красотой.
     Прикоснись ко мне добротой, как целебной живой водой -
     И приду на встречу с тобой самым первым цветком весной.
     Если мыслей твоих звездопад позовет меня в звездный сад,
     Я тот час побегу за тобой. Стану новорождённой звездой.
 
     Следует отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определённой последовательности.
     Беседы о
Красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем дают смысл самосовершенствования через общее духовное совершенствование. Базовые духовные знания раскрывают перед ребёнком красоту неземную, таинственную. Эта красота призвана вдохновить Ребёнка на преображение всего негативного в себе. Беседы о Сердце и Любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни. Беседы о Нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о Воле раскрывают значение волевых качеств, посредством которых осуществляются созидательное творчество, достигается красота и гармония. Беседы о Мышлении предлагают Ребёнку научиться правильно пользоваться умом, инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о Мудрости знакомят Ребёнка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребенку.
     Но многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?
     В заключение хотелось бы обратить внимание, что сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а педагогическая творческая элита, всё по-прежнему чрезмерно увлечена образовательной составляющей педагогики.
     Уверены, что мир изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с
образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение
Ч е л о в е к а   Ч е л о в е ч н о г о.
12.06.2011
Серадская Т.И.
Яндекс.Метрика